С Новым 2017 годом!

Поздравление

            Добрый день, уважаемые коллеги. Поздравляю Вас с прошедшим Новым Годом и наступающим Рождеством. Давно у нас не было новых материалов  о  новых технических решениях. С одной стороны это отражение общего кризиса в мировой и отечественной экономике, следствие снижения покупательной способности населения  и «стагнации» в телекоммуникациях. Это всё справедливо, но по моему глубокому личному мнению, все вышеперечисленное не относится к нашей отрасли, поэтому слово «стагнация» у меня стоит в кавычках.

Основными признаками  «окончания периода стагнации» мы можем считать: отказ от агрессивной конкуренции с постепенным переходом к совместному использованию имеющихся ресурсов и  сокращение предложения б/у оборудования.

Поняв тупиковость «демпинговой модели захвата рынка» операторы стали считать издержки, начали договариваться о совместном использовании имеющихся ресурсов: волокон, каналов, оборудования и сервисов. Для этого им пришлось  стать более открытыми, делиться «лучшими практиками», предлагать их рынку.

Всё ходовое оборудование по большей части «вымыто» с рынка, остаётся оборудование, выведенное из эксплуатации в связи переходом на другие технологические платформы (на IP коммутацию и сервисную модель потребления). Всегда есть компании «инноваторы», которые первые внедряют новые технические решения , а оборудование «предыдущего» поколения постепенно распродают или находят у себя в сети другое применение.

Среди главных драйверов уходящего года и года наступающего можно выделить следующие основные моменты:

— эволюционный переход от приобретения «решений» для оказания услуг на сервисную модель потребления, покупку сервисов

ревизия и оптимизация всех внутренних бизнес процессов, рациональная автоматизация и оптимизация

— однозначный переход к мультисервисным сетям

внедрение новых услуг

— формальное и неформальное объединение операторов для совместного более эффективного использования имеющихся ресурсов.

По дороге с облаками

Облачное EPG

 2016 год можно назвать победой сервисной модели потребления у операторов. Несмотря на кризис операторы продолжают развивать услугу DVB-C, обычно после запуска открытого пакета из 120-150 каналов у операторов возникает потребность в запуске EPG, это естественный процесс, т.к. никакая «бумажная» программа не вмещает такого количества каналов на неделю. Это было и раньше, только изменилась модель потребления. Если раньше у оператора было 2 варианта: приобрести или разработать решение самому, оба варианта выливались в примерно одинаковую сумму, было лишь различие в сроках. Сейчас, даже достаточно крупные операторы, имеющие работающее решение EPG в своём распоряжении ,предпочитают приобретать EPG как сервис, т.к. его годовое администрирование, особенно на количество каналов 200+, на несколько сетей с «зоопарком оборудования» соизмеримо с его стоимостью. Гораздо проще приобрести его как сервис, по ежемесячной подписке. Тем более что на просторах интернета большое количество предложений, в ценовом диапазоне от 5000 руб за первые 100 каналов.

Однако большинство сервисов рассчитано на IPTV провайдеров, предоставляющих EPG в обычном или расширенном виде в TXT или XML формате, но не все IPQAM могут корректно сформировать все служебные таблицы и присоединять их к каждому стволу EPG, отсюда «аномальная» работа сервиса на отдельных моделях телевизоров или STB. Более практичный вариант получать готовый поток  через Internet с уже сформированными всеми служебными таблицами: NIT, SDT, EIT, BAT, TOT, TDT.  Для EPG на 140-150 каналов требуется полоса порядка 4 Мбит. Обычно общение с операторами начинается с «приведениея в порядок» всей служебной информации, от выбора и присвоения сети оператора original_network_id (ONID) и переприсвоения  PID (mapping) телеканалов в потоках MPTS для упорядочивания вещания в сети оператора. Готовый MPTS поток одинаково хорошо понимают как «продвинутые» IPQAM EDGE, так и самые “простые” IPQAM, при этом работают стабильно, надёжно и корректно. Количество «аномалий» стремится к 0. Сейчас мы можем предложить EPG в сокращенном (указано только время и название передачи) и расширенном формате (дополнительно показано краткое содержание передачи) на 350 каналов. Мы можем предложить EPG для DVB-C, IPTV и для сайта провайдера, что повышает лояльность абонентов, делает привлекательным на фоне конкурентов. В связи с увеличением востребованных каналов мы постоянно улучшаем EPG сервис.

Облачная CAS

            Наличие открытой цифры DVB-C даёт конечно конкурентное преимущество при завоевании рынка, но платой за это становится потеря интереса со стороны оператора к развитию этого сервиса. Какой смысл запускать новые каналы, повышать привлекательность пакета, проводить модернизацию оборудования. Путь тупиковый, ведущий прямиком к стагнации. При этом с каждым годом  цена выхода на рынок возрастает. При запуске кодировки главное очень взвешено подходить к затратам, рост курса доллара и законодательство в сфере средств шифрования практически поставил крест на покупке CAS даже для крупного оператора, с наличием  100+ тыс. абонентов. Сейчас фактически остался единственный вариант это аренда CAS, тем более все продвинутые кодировки позволяют обслуживать сотни городов с одного сервера. Цена за кодировку формируется в виде разового платежа, за счёт которого резервируется диапазон карт под оператора, проводится интеграция с биллингом и ежемесячной арендной платы за используемые ресурсы. Естественно оборудование у оператора должно поддерживать режим скремблирования, должно быть интегрировано с биллингом и платёжными системами. Цены на аренду получаются вполне доступные, для операторов любого размера, вплоть до гостиниц. Почему упомянул гостиницы, т.к. для них критически важно 2 момента: это автоматизация обслуживания и предоставление доступа к дополнительным сервисам, типа оплаты за просмотр. Для операторов наличие дополнительных услуг не так востребовано, вот автоматизация обслуживания, во время кризиса стала действительно краеугольным камнем, это стало очевидно особенно для мультисервисных операторов, которые могут сравнить затраты на обслуживание сети доступа в Internet и сети КТВ. Данный нюанс  с открытой цифрой и аналоговым пакетом практически не поддаётся никакой автоматизации, во время кризиса, оптимизируя издержки, многие операторы столкнулись с этим.

  1. PS. Кроме этого в последние дни уходящего года высокорейтинговые каналы порадовали нас запуском своих HD версий и даже готовы «условно бесплатно» отдать права на распространение операторам, при условии включения в платный пакет. Данное правило распространяется на легальную передачу прав любого премиального контента.

Облачное ТВ для операторов.

 Исторически операторы платного ТВ были привязаны к средствам её доставки. Об особенностях построения и выборе оборудования мы подробно рассказывали в нашей статье http://alltec.ru/tolko-hityi-chast-2.html  первым шагом «к облакам» стал отрыв от привязки к приёмному спутниковому телепорту, посредством перехода на IP коммутацию на ГС, которая со временем уже мигрировала к полноценному ТВ ядру сети, т.к. строится по принципам ядра сети ПД. Решив все технические задачи и реализовав все технические возможности, заложенные в IP коммутации в границах одного оператора: оптимизация расположения ГС и оптического бюджета, практическая полная автоматизация КТВ, возможные варианты резервирования в пределах своей сети и многое, многое другое . Следующим логичным шагом стала организация межоператорского взаимодействия:

— для организации резервирования, очень удобно, когда приёмные станции разнесены на 300 км и больше, вероятность осадков с высокой интенсивностью крайне мала;

— доставка региональных каналов, каналов с местными рекламными врезками и присоединение к РТРС, которое спит и видит по 6000 руб с каждого оператора в месяц, плюс за выдачу ТУ, организацию ввода, аренду юнитов и … за доставку обязательных «бесплатных каналов». Ничто не дорого в этом мире, как бесплатное… из личного жизненного опыта.

— организация доставки контента через интернет, тут встречается очень много различных вариантов, к примеру, вы вступили в какой то региональный колхоз или ассоциацию, ради льготных цен на какие то эксклюзивные HD каналы, каналы, которые платят за присутствие в сети, пакет для национальных диаспор и зарубежных гостей, всё таки мы славимся гостеприимством и у нас многонациональное государство, часовые версии, для формирования эфира на канале-подложке, … вроде и включить есть техническая возможность, но при существующих затратах на «железо» теряется весь смысл.

Облачный  Stalker

 Не секрет, что это самый распространённый портал для IPTV. Многие операторы используют его у себя для предоставления услуг, в неизменном или чаще в модифицированном виде. Многие операторы реализуют свои виджеты и приложения, здесь большая свобода для облачного использования. Про EPG не буду повторятся. Услуга IPTV постепенно перестаёт ассоциироваться с пиратством, правообладатели начинают отдавать не только права на просмотр каналов, но и стала встречаться передача прав на недельный архив программ, подаваемые под разными соусами: Time Shift или Catch Up . Услуга достаточно распиаренная, в СМИ есть много статей  про чудо возможности нелинейного просмотра, идёт реклама на каналах, услуга реализована у всех федеральных операторов, при подключении абоненты спрашивают, но и как у любой новой услуги её «охват» очень скромный, за 6 месяцев присутствия 3..5% от общего телесмотрения. Таких каналов пока не много, услугу легко реализовать на базе портала Stalker. Разочарование наступает, после ознакомления со стоимостью решения для реализации данной услуги. Их реализацию наверное правильней начать с аренды. Ну и с обменом виджетов может быть много вариантов. Не обязательно ставить какой нибудь федеральный on-line  кинотеатр, который «не жаждет» на каких то адекватных условиях сотрудничать с небольшим и даже средними региональными операторами, 100к абонентов в on-line для них не аргумент… можно добавить например виджет с городскими камерами видеонаблюдения, если картинка с них достойного качества… со своего двора.

Оптимизация и автоматизация 

             Одной из самых больших статей затрат региональных операторов является закупка контента и траффика. Существенное сокращением затрат по этим статьям операторы добиваются на уровне своих объединений: ассоциаций, некоммерческих партнёрств и других форм. Мы, как интеграторы, чётко видим эти тенденции, начинаем сотрудничать  по закупкам решений и оборудования не просто на одного оператора, а для целых объединений.

Заметно изменился подход к автоматизации бизнес процессов и оптимизации персонала. Если раньше средства автоматизации в виде CRM или Интеллектуальная телефония приобретались «для повышения качества обслуживания», то сейчас «для оптимизации» бизнес процессов. Идёт аргументированный торг с т.з. полезности внедрения данный инструментов для оператора: автоматизация бизнес процессов таких как обработка обращений клиентов, работа с должниками, контроль оттока, сокращения персонала, бумажного документооборота, расширения функционала оставшегося персонала, с чёткой ориентацией на продажи услуг. После автоматизации и приведения бизнес процессов, к формализации и определённой логике, следующим шагом идёт передача подготовленных бизнес-процессов на аутсорсинг: бух учёт, услуги контакт центра, частично продаж, тех. поддержка, удалённое администрирование.

Здесь можно отметить следующие нюансы: внедрение CRM это прежде всего внедрение модели сервисного обслуживания, определённой логики и стыковка с биллингом. Биллинг для большинства операторов чем то схож с религией и вопрос его внедрения и смены можно отнести к вопросам веры. На этом этапе часто приходится делать выбор биллинга, многие «бесплатные и тупиковые решения» отваливаются. Для средних и небольших операторов цена вопроса это 20 тыс. рублей, может работать на любом компьютере или виртуальном сервере. Ещё к нюансам можно отнести закон о Персональных данных, ну и конкуренцию никто не отменял, сложно это сделать в своём регионе, довериться конкуренту и «спать спокойно».

Хорошие результаты по оптимизации и автоматизации дало внедрение интеллектуальной телефонии:

— запись всех разговоров, очень дисциплинирует и помогает разбирать различные ситуации

— банальный автоответчик, с записью обращения и формирования обратного звонка, помогает оптимизировать «ночные, выходные и праздничные» смены.

— внедрение IVR… тут главное не перемудрить и не переборщить, главное это чувство меры. Ключевым моментом так же является интеграция с биллингом, т.к. более 50% всех обращений это вопросы по балансу, при наличии тлф абонента в базе, при отрицательном балансе не проблема автоматически сказать подсказать абоненту: баланс, рекомендуемую сумму платежа и удобный способ оплаты… без участия оператора. Поздравления, акции, любые изменения можно без проблем проинформировать абонентов в момент ожидания соединения с оператором, вместо гудков или мелодий. Главное знать меру.

Мультисервисность

            Переход операторов на ЦГС http://alltec.ru/tolko-hityi-chast-2.html и дальнейшая автоматизация аналоговой и цифровой ГС привели к тому, что сложился рынок удалённого администрирования ГС 5000 руб/месяц, даже в самых отдалённых регионах сложно найти адекватный персонал, работающий за такие деньги.

Пройдя этот путь: переход на IP коммутацию, внедрение облачных сервисов, автоматизации и интеллектуальной телефонии, любой оператор де-факто стал мультисервисным, не смотря на наличие или отсутствие соответствующих лицензий. Невозможно выжить в текущей конкурентной борьбе оставаясь только кабельным оператором, оператором телематических услуг связи или оператором передачи данных или телефонной связи. Можно конечно попутно снимать показания счётчиков, обслуживать домофоны, ставить тарелки, видеонаблюдение, кондиционеры… много, что ещё, но не стать мультисервисным оператором это наверное искусство. Данный процесс затронул всех, без исключения, даже из самых дремучих уголков нашей необъятной Родины.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.
Яндекс.Метрика