Сразу хочу разочаровать читателей, никаких Америк мы не откроем, все описываемые сервисы давно присутствуют на рынке и у многих операторов, вся новизна в их реализации и получение «дополнительных» свойств, за счёт проверенной комбинации технологий.
Сейчас во многих городах идёт на разных стадиях реализация программ «Безопасный город», камеры ставятся на дорогах для нужд ГИБДД, практически все торговые центры и элитные жилые комплексы оснащены системами видеонаблюдения, ролики с них мы можем видеть на популярных видеоресурсах. Как обычно «бюджетные программы» прошли стороной обычных людей, районы массовой жилой застройки, хотя там они наиболее востребованы. Спорных ситуаций в придомовых территориях возникает очень много, и самый цивилизованный способ их разрешения это запись с камеры видеонаблюдения, как у самого беспристрастного наблюдателя. Но информационный шум и собственный опыт их использования в повседневной жизни, например в виде писем счастья от ГИБДД, естественным образом дошёл и до простых жителей, сформировав спрос на данный вид сервиса среди массового потребителя . Формирование спроса на новые услуги, продвижение и популяризация таких решений очень продолжительное и затратное мероприятие. Многие операторы пробовали реализовать подобные проекты на своих сетях достаточно давно, но нам неизвестны успешные рыночные истории реализации данных услуг. Историю в Москве и других «богатых регионах» можно считать успешной, только с т.з. «освоения» бюджетных средств, но об этом обычно в других статьях речь идёт.
Первые проекты десятилетней давности делались на аналоговых системах видеонаблюдения и имели децентрализованную архитектуру. Данное неудобство перечёркивало все их достоинства, по сути делая их бесполезными и очень дорогими в обслуживании. На всё эти факторы накладывалась низкая эффективность в виде центров мониторинга с сотнями мониторов и операторов. Никаких вариантов «массового внедрения» не было. Отсутствовали «требования к картинке» и «аналитика» для автоматической отработки событий. По мере эксплуатаций этих систем они стремились к централизации, единственный жизнеспособный путь к достижению централизации была оцифровка изображения и передача его по IP, логичным стало использование IP видеокамер. Но стоимость IP камер, достойного разрешения, и стоимость хранения была запредельной, производители были в основном европейские и американские бренды, что очень сильно сужало круг их использования и применения. Само по себе централизованное хранение было очень дорогое в плане: оцифровки существующей аналоговой картинки, организации каналов связи, построения серверных/дата центров. Решив проблему централизации таких систем, пришло понимание необходимости автоматизации мониторинга и «аналитики» в таких массовых системах. Но для её внедрения нужны были нормы для установки камер, требования для распознавания и идентификации. Шло время, технологии развивались, возникающие проблемы решались в эволюционном порядке, по мере их появления. Появились рекомендации МВД по установке видеокамер, европейские нормы и требования к размерам распознаваемых объектов, снижалась стоимость всех компонентов системы, естественно существующие системы не имели с ними ничего общего и по сути перестраивались по мере выхода нормативных документов.
Когда IP камеры достойного качества (для уличных от 2 Мп) стали более-менее доступны по цене в пределах 10 тыс. руб, большую активность в продвижении данной услуги проявили интернет провайдеры. В 2015 году МГТС рассказывала о начале массово внедрения услуги облачного видеонаблюдения: камеру абонент должен приобретать сам, МГТС дотировала её покупку, при приобретении у них, а так же обеспечивала передачу данных, их хранение и удалённый доступ к ним. При этом в кулуарном общении с техническими специалистами компании сам по себе сервис был убыточен за счёт высокой стоимости хранения, но оправдывал себя с т.з. экономии по внешней полосе и маркетинга в виде привлечения абонентов, в основном из сегмента частных пользователей и представителей малого бизнеса. Здесь стоит оговориться о 2 моментах: в 2015 году стоимость хранения была достаточно высокой, особенно если покупать готовое проприетарное решение с одной стороны и в это время уже были доступны облачные сервисы, с 4-5 ГГб бесплатного дискового пространства и демпинговым уровнем цен на большие объёмы, что стало серьёзным ограничением для установления цены исходя из издержек компании и продвижения услуги.
Пробуя различные варианты продвижения, эволюционным путём, услуга пришла к подписной модели, по стоимости соизмеримой со стоимостью социального пакета или как трактует его современное законодательство: аренда абонентской линии, куда входят обязательные 21 канал… почему бы и не добавить ещё один? Здесь у интернет провайдеров встаёт на пути статистика, даже в Москве проникновение «доступа в интернет» не везде превышает 80% и не каждая бабушка «поймёт» за что строчка в квитанции или отдельная квитанция. Здесь карт бланш у мультисервисных операторов, у кого есть услуга кабельного телевидения. Добавить камеру в состав абонентской линии, как показала практика для продвижения данный услуги поставить за свой счёт 1 обзорную IP камеру на придомовую территорию поставить и завести её в сеть КТВ. Без всякого маркетинга, рекламы и затрат на продажи вы в 25% случаев с обзорной камеры получаете клиентов на «полный набор» камер (по практике это 2 камеры на подъезд 20 квартир), стандартная цена 75-100 руб в месяц с абонента, при 100% подключении по договорённости с ТСЖ или УК можно предложить специальный комбо тариф . Есть спрос, появилось предложение: недорогой модулятор +обычная IPTV приставка (порядка 100 у.е.), если частота свободна, то просуммировать можно на простом делителе на 2. Естественно сюда не входит стоимость сети доступа, IPTV камера, хранилище, портал управления, прокси для вещания и плеер для просмотра. Если вам жалко терять частоту в соц пакете, т.к. уровень внедрения таких решений далеко не 100% и вам какой нибудь канал предложил денег, за включение в сеть, что сейчас не редкость, немного проэксперементировав с частотным планом, удалось в более менее реальные деньги -1500 руб подобрать фильтр, для врезки в работающий канал, без особых проблем с изображением. С т.з. размера системы, если сеть от 10 тыс. абонентов, то есть смысл разворачивать своё решение. Но что делать небольшим операторам? Данная задача встала у нас буквально перед Новым Годом, администрация города разрешила оператору с абонетской базой до 10 тыс. устанавливать камеры на площадь и сцену, где будет проходить празднование Нового Года, но с условием: предоставить доступ к записи с камер, с глубиной архива 31 день. Разворачивать полноценное решение нет никакого смысла и по срокам бы не успели, связались с операторами, у кого развёрнуто полноценное решение, те с удовольствием пошли на встречу, быстро согласовали ценообразование: оплата за полосу и стоимость аренды дискового пространства. Через неделю после обращения получили готовое решение с минимальными затратами в минимальные сроки.
Конечно нет предела совершенству, у нас много идей по оптимизации данной системы, но это уже будет отдельный повод для для отдельной статьи.
В качестве заключения: мы не изобрели ничего нового, просто по нашему мнению именно сейчас самое подходящее время, чтобы выйти на рынок данных услуг. Первопроходцы вынуждены были использовать SD камеры, дающие малоинформативную картинку и децентрализованную архитектуру построения, что делало нерентабельным её эксплуатацию и не оправдывало ожиданий потребителей. Сейчас, по нашему мнению, сошлись кривые спроса и предложения, ожидать дальнейшего снижения цен на оборудование можно, но революционных снижений не будет, нет никаких технологических предпосылок, а платой будет снижение доли рынка и увеличения стоимости выхода на рынок, если он не будет занят более прозорливыми конкурентами.
Ещё одной востребованной дополнительной услугой оказалась IP домофоны. Многие наши клиенты занимались установкой и обслуживанием домофонов как отдельным бизнесом. Поэтому периодически возникал вопрос интеграции этого сервиса в мультисервисную сеть операторов. Уже более 5 лет на рынке присутствуют европейские решения IP домофонов, мы их тестировали, интегрировали с SIP телефонией стационарной и мобильной с помощью приложения всем устраивают… кроме цены, даже в элитных жилых комплексах это единичные продажи в год. Мы много экспериментировали с отдельными контроллерами, которые превращают «обычный Vizit» или другой домофон в IP, увы достойного решения мы не смогли найти и большинство разработчиков этих устройств постепенно перестало развивать эту тему. Потраченное время на эксперименты и стыковку с телефонией выявило чёткие требования, которыми должен обладать IP домофон, по сути сформировали ТЗ. Пробовали с этим ТЗ обращаться к отечественными производителями, но они не видели никакой перспективы в данном направлении, у них и так всё было хорошо. В 2015 году появились слухи, что Мегателекомы взялись за решение этой проблемы, разместили мегазаказы с похожими ТЗ на разработку, на ТВ появились сюжеты, как с домофона можно вызвать МЧС, такси, позвонить в УК… в интернете появились прототипы устройств, даже с ценами, правда не на официальных сайтах производителей. Производители называли срока часа Х, инженеры говорили, что никаких проблем нет, всё уже готово и работает, мол дали бы сейчас, но немного подождите 2016 года. Наступил 2016 год и… всё это куда то «испарилось», даже эти отделы с инженерами и начальниками у производителей куда то исчезли. Но в 2016 году появилось очень много образцов SIP домофонов… мы люди увлекающиеся, естественно взяли всё попробовать, но нас ждало очередное разочарование, SIP оказался «специфическим», не имеющим никакого отношения к протоколу, используемого в телефонии, после 6 месячного ожидания «волшебной» прошивки, мы поняли, что опять «что-то не взлетело», все говорили подождите ещё…. Уважаемые поставщики говорили, что через 6 месяцев, к весне 2017 будет китайское железо, но с нашим софтом и всё будет работать. В это время мы в очередной раз получили образец китайского Hi-Tecа на вид ничем не отличавшегося от предыдущих, но как ни странно он сразу оказался с нужной прошивкой, как родной заработал с SIP телефонией, оказался совместим со всеми имеющимися у нас моделями SIP телефонов и программных клиентов, которые логично использовать, вместо «специальной» трубки. Ложкой дёгтя была HD камера… лучше бы её не было, поток с неё не видел не один плеер. Мы заказали и сейчас ждём модель многоабонентского домофона без встроенной камеры, производитель уверяет, что всё остальное то же самое.
Чем так интересны домофоны мультисервисным операторам? Ответ банальный- они есть практически в каждом доме, и в каждой квартире. Вместе с ним можно легко войти в дом и в большинство квартир «потенциальных» абонентов, сокращается время подключения абонента, часть услуг подключаются по телефону. Многие занимаются их обслуживанием и они очень хорошо сочетаются и дополняются телефонией, которую предоставляют многие провайдеры. При заключении долгосрочного контракта на обслуживание, возможна его установка по сервисной модели. Это важно, т.к. рынок «домофонов» уже сложился, модели европейских производителей не пошли, т.к. потребители не готовы переплачивать, но готовы «потреблять» дополнительные функции, что позволяет сделать сервисая модель. Для абонентов они дают новое «премиальное» качество уже привычным и обыденным вещам.